Сайт Шикшиной Светланы
Назад
Главная страница Поэзия Moи фото Турниры Го термины Ссылки Опрос Гостевая книга
Учебный план
О Федерации Го Галерея чемпионов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для детских спортивных школ по игре Го
с разбивкой по группам, часам и годам обучения


I КЛАСС (30-20 кю), ГНП-1

Общие сведения
1. История развития Го в России, этика - 2ч.
2. Кодекс Го РФГ - 2ч.
3. Первоначальные понятия - 6ч.
4. Плохие и хорошие формы - 2ч.
5. Термины и поговорки Го - 2ч.
6. Запись партий. Диаграммы и нотации Го - 2ч.

----
16ч.

Тактика
1. Элементарные технические приемы схватки: гэта, защелка, оиотоси, перекрестное разрезание, сэмиай - 6ч.
2. Жизнь и смерть групп. Глаза и ложные глаза. Критические точки. Условия жизни и смерти угловых групп по второй линия на стороне. Сэки. Формы накадэ - 10ч.
3. Виды соединения камней - 4ч.
4. Решение задач - 46ч.
5. Решение конкурсов задач и тестов - 10ч.

----
76ч.

Начало
1. Элементарные понятия о начальной стадии игры. Угловые точки. Симари, какари, хираки, 3 и 4 линия. Элементарные фусэки-формы - 6ч.
2. Дзёсэки: цукэ-ноби, вторжение на сан-сан - 4ч.

----
10ч.

Окончание
1. Конечная стадия игры. Сентэ и готэ. Ёсэ по I-й линии. Ёсэ по 2-й линии - 6ч.

Соревнование
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременном игры, консультационные партии. Блиц-турниры - 100ч.
2. Анализ сыгранных партий - 8ч.

-----
108ч.

ИТОГО: 216 часов


II КЛАСС (20-10 кю), ГНП-2

Общие сведения
1. История развития Го. Выдающиеся мастера древности - 2ч.
2. Термины и поговорки Го - 2ч.
З. Информация о турнирах Го - 2ч.

----
6ч.

Тактика
1. Элементарная теория цумэ-го. Критические точки угловых групп. Правила «смерть в ханэ». Жизнь и смерть групп на стороне и в центре. Формы накадэ. Форма «пчелиные соты». Сэки в углах. Тэсудзи цумэ-го: взбрасывание, косуми-цукэ, осицибуси, дамэдзумари, сибори, защелка, сагари - 8ч.
2. Понятие о двойном ко. Ко в углах и на стороне. Понятие об иррациональных позициях - 2ч.
3. Элементарная теория сэмиай. Борьба групп без глаз. Полуглаза, Физическое увеличение степеней свободы и увеличение степеней за счет полуглаз и дамэцзумари - 2ч.
4. Тренировка техника расчета. Ходы - кандидаты - 2ч.
5.Тэсудзи всбрасывания, дамэцзумари , соединение разъединение групп, по использованию дефектов форм, защелка, оиотоси, ситё-тесудзи, тэсудзи в углах на краю доски, двойное атари, тэсудзи-вилка, сибори-тэсудзи, цукэ-коси, гэта. Элементарная кикаси-тэхника, тэсудзи с жертвой камней, тэсудзи с двойным ханэ, тэсудзи блокирования и вторжения - 18ч.
6. Решение задач - 60ч.
7. Решение конкурсов задач и тестов - 4ч.

----
94ч.

Стратегия
1. Понятие о плотности, распространение вокруг плотности. Сильные и слабые группы. Разъединение двух групп противника. Техника боси, какэ - техника. Атака слабых групп, понятие о территориальном образовании. Принцип двойной кеймы. Атака двух камней на стороне. Защита своих позиций - 6ч.

Начало
1. Дзёсэки вторжение на сан-сан с какари и хираки. Выбор направления блокирования. Дзёсэки цукэ-ноби с двойным какари. Дзёсэки цукэ-коси. Выбор направления хираки. Дзёсэки на сан-сан, комоку, мокухадзуси, такамоки, хоси - 4ч.
2. Высокая и низкая игра в фусэки, элементарные формы фусэки - 2ч.

Окончание
1. Защита угла. Ёсэ по 1 и 2-ой линии. Гэта по 1 линии. Прыжок обезьяны. Оценка ёсэ-хода. Метод территорий и метод потерянных очков. Типовые ёсэ-позиции - 6ч.
2. Элементарные ёсэ-тэсудзи - 10ч.

----
16ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 120ч. 2. Анализ сыгранных партий - 8ч.

----
128ч.

ИТОГО: 256 часов


III КЛАСС (10-5 кю), УТГ-1

Общие сведения
1. История развития Го. Выдающиеся современные профессиональные мастера Го - 2ч.
2. Термины и поговорки Го - 2ч.
З. Информация о турнирах Го - 2ч.

----
6ч.

Тактика
1. Цумэ-го: жизнь и смерть угловых групп, «плотницкий» угол, прочие формы в углу. Жизнь и смерть групп по 2 линии без выемки, с выемкой в 1 пункт, с выемкой в 2 пункта, с выемкой в 3 пункта. Прочие формы на стороне. Игра на месте съеденных камней - 16ч.
2. Тэсудзи на взятие разрезающих камней, ко, соединение и разъединение групп. Тэсудзи для атаки, техника сибори, тэсудзи для создания хорошей формы и использования плохой формы, тэсудзи-вилка - 16ч.
3. Сэмиай: группа с глазом против группы без глаза - 2ч.
4. Тренировка техники расчета. Построение дерева расчета - 2ч.
5. Решение задач - 60ч.
6. Решение конкурсов задач и тестов - 10ч.

----
106ч.

Стратегия
1. Стратегические концепции го: миаи, адзи, кикаси, плотность, коригатачи, сабаки, фурикавари, ёсу-миру - 16ч.

Начало
1. Основные дзёсэки на сан-сан, хоси, дэёсэки на комоку - 16ч.
2. Фусэки: методы и приемы начала игры в Го. 9 концепций, лежащих в основе начала игры - 16ч.
----
32ч.

Окончание
1. Соотношение между двойным сентэ, сентэ, обратным сентэ и готэ ёсэ-ходами. Методы выбора ёсэ-хода из нескольких ходов - 6ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 130ч.
2. Анализ сыгранных партий - 10ч.

----
140ч.

ИТОГО: 300 часов


IV КЛАСС (5кю - I дан), УТГ-2,3

Общие сведения
1. История развития Го. Ведущие российские мастера Го - 2ч.
2. Термины и поговорки Го - 2ч.
З. Информация о турнирах Го - 2ч.
4. Спортивный режим игрока Го - 2ч.

----
8ч.

Тактика
1. Энциклопедия тэсудзи I том - 20ч.
2. Сэмиай: группа с глазом против группы с глазом - 2ч.
З. Тренировка техники расчета - 2ч.
4. Решение задач - 60ч.
5. Решение конкурсов задач и тестов - 10ч.

----
94ч.

Стратегия
1. Виды балансов. Стратегия атаки, атакующие ходы. Стратегия защиты, защитные ходы, косвенная защита. Техника кикаси и вызывающих(провоцирующих) ходов. Техника кэси и утикоми. Утикоми в расширение через 3 пункта. Стратегия ведения ко-борьбы - 18ч.
2. Принципы и заповеди Го - 2ч.
З. Хоси и вторжение в сан-сан. Атака и защита кейма симари. Вторжения при иккен-симари. Утикоми на стороне - 6ч.
4. Цели и принципы атаки и защиты. Карами-атака против никкэн-бираки. Защита при помощи техники сабаки. Атака и защита при перекрестном перерезании. Атака и защита при помощи жертвы камней. Критические точки атаки и защиты. Техника блокирования групп - 10ч.
6. Понятие об анализе позиций. Понятие об анализе сыгранных партий - 4ч.
7. Типичные ошибки в середине игры. Немедленное атэ, цукэ, примеры адзи-кэси - 4ч.

----
44ч.

Начало
1. Основные дзёсэки на комоку, такамоку, мокухадзуси - 8ч.
2. Выбор направления в фусэки. Направление симари. Выбор какари. Правила хираки. Хираки с идеей хасами. Виды и характер хасами. Принципы игры в завершающей стадии фусэки. Классификация фусэки-позиций - 16ч.

----
24ч.

Окончание
1. Ёсэ-тэсудзи. Типовые ёсэ-позиции - 12ч.
2. Порядок игры ёсэ. Поддержание сентэ в ёсэ. Ёсэ в углу. Жертва для достижения сентэ-ёсэ. Формы в ёсэ - 8ч.

----
20ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 120ч.
2. Анализ сыгранных партий - 10ч.

----
130ч.

ИТОГО: 320 часов


V КЛАСС ( I - 2дан), УТГ-4,5

Общие сведения
1. История развитая Го. Ведущие европейские игроки Го - 2ч.
2. Термины и поговорки Го - 2ч.
З. Информация о турнирах Го - 2ч.
4. Методы тренировки спортсмена Го - 2ч.

----
8ч.

Тактика
1. Энциклопедия тэсудзи П том - 20ч.
2. Тренировка техники расчета - 2ч.
З. Решение задач - 60ч.
4. Решение конкурсов задач и тестов - 18ч.

----
100ч.

Стратегия
1. Вторжение в двухкрылые формации, основанные на кейма симари, иккен симари, хоси, огейма симари - 8ч.
2. Изучение стратегических концепций на примере партий профессионалов - 18ч.
З. Принципы анализа сыгранных партий - 2ч.
4. Принципы анализа позиции. Метод тэвари, метод лишних камней. Многоплановые ходы - 4ч.
5. Введение в хаметэ - 4ч.

----
44ч.

Начало
1. Энциклопедия дзёсэки: кейма какари, огэйма какари, огэйма никкэн такагакара - 24ч.
2. Параллельные фусэки с иккен симари в правом верхнем углу и комоку в нижнем правом углу. Параллельные фусэки на сан-сан и комоку. Крупномасштабные фусэки. Выбор дэёсэки в зависимости от ответа противника - 16ч.

----
40ч.

Окончание
1. Анализ ёсэ в партиях мастеров. Понятие о точной ёсэ-позиции и проблемной. Создание картотеки точных и типовых ёсэ позиций - 8ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 120ч.
2. Анализ сыгранных партий - 14ч.
3. Доклады и рефераты слушателей - 6ч.

----
140ч.

ИТОГО: 340 часов


VI КЛАСС (2-3 дан), ГСС-1

Общие сведения
1. История развития Го. Чемпионы России по Го - 2ч.
2. Термины и поговорки Го - 2ч.
З. Информация о турнирах Го - 2ч.
4. Кодекс Го РФГ. Квалификационная система. Судейство и организация соревнований - 2ч.
5. Системы подготовки к соревнованиям - 2ч.

----
10ч.

Тактика
1. Стратегические тэсудзи - 20ч. 2. Тренировка техника расчета - 2ч. 3. Решение задач - 60ч. 4. Решение конкурсных задач и тестов - 18ч.

----
100ч.

Стратегия
1. Техника теннуки - 4ч.
2. Изучение стратегических концепций на примере партий профессионалов - 8ч.
З. Выбор направления игры в начале партии, дзёсэки для борьбы - 16ч.

----
28ч.

Начало
1. Энциклопедия дзёсэки: такагакари, мокухадзуси, такамоку - 24ч.
2. Изучение сан-сан, комоку, Шусаку, сан-ренсей фусэки. Понятие о манэ-го. Противоположные фусэки - 16ч.

----
40ч.

Окончание
1. Анализ ёсэ в партиях мастеров. Проблемы перехода от середины игры к ёсэ. Картотека точных и типовых ёсэ позиций - 18ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 140ч.
2. Анализ сыгранных партий - 16ч.
3. Доклады и рефераты слушателей - 6ч.
----
160ч.

ИТОГО: 360 часов

VП КЛАСС (3-4 дан), ГСС-2

Общие сведения
1. История развитая Го. Выдающиеся китайские игроки Го - 2ч.
2. Информация о турнирах Го - 2ч.
З. Психологическая подготовка игрока Го - 2ч.
4. Понятие об компьюторном обслуживании спортсмена Го - 2ч.

----
8ч.

Тактика
1. Решение задач - 60ч.
2. Решение конкурсов задач и тестов - 18ч.

----
78ч.

Стратегия
1. Проблемы совершенствования в атаке и защите. Анализ атаки и защиты. Выбор направления атаки. Результаты от проведения атаки. Атака в партиях профессионалов - 18ч.
2. Принципы игры с использованием большого моё. Исходные пункты построения большого моё. Приёмы создания иа разрушения моё. Анализ уменьшения моё. Большое моё в партиях профессионалов - 12ч.
3. Проблемы перехода из фусэки в тюбан-го. Понятие о типовых позициях тубан-го - 4ч.
4. Центральные точки большого моё. Типовые позиции большого моё - 8ч.
5. Анализ типовых позиций тюбан-го в партиях мастеров. Картотека типовых позиций тюбан-го в их реализация при помощи типовых стратегических планов - 16ч.

----
58ч.

Начало
1. Энциклопедия дзёсэки: хоси, сан-сан - 24ч.
2. Методика изучения дзесэки - 8ч.
З. Проблемы совершенствования в фусэки - 8ч.

----
40ч.

Окончание
1. Анализ ёсэ в своих партиях и партиях мастеров. Картотека точных и типовых ёсэ-позиций - 16ч.

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры - 140ч.
2. Анализ сыгранных партий - 16ч.
3. Доклады и рефераты слушателей - 6ч.
----
162ч.

ИТОГО: 360 часов


VШ КЛАСС (4-5 дан), ГСС-3

Общие сведения
1. Информация о турнирах Го 2
2. Психофизическая подготовка спортсмена Го 2
З. Диагностика качества партий и результатов выступления спортсмена 12
4. Компьюторные методы повышения мастерства 4

----
20ч.

Тактика
1. Энциклопедия цумэ-го 30
2. Решение задач 60
3. Решение конкурсов задач и тестов 20

----
100

Стратегия
1. Проблемы реализаций преимущества. Виды преимущества. Элементы преимущества. Выбор плана реализация преимущества. 8
2. Анализ типовых позиций тюбан-го из своих партий и периодических издани1. Картотека типовых позиций тюбан-го и их реализация при помощи типовых стратегических планов. Картотека «узких» типовых позиций тюбан-го 20
З. Совершенствование в технике, анализе и оценке позиции. Выработка позиционного чутья 8

----
36

Начало
1. Отработка своего собственного фусэки-репертуара. Заготовка дэбютных "новинок", ловушек. Проблемы белого цвета 16
2. Изучение новинок фусэки и дзёсэки из периодических изданий 16

----
32

Окончание
1. Анализ ёсэ в своих партиях и партиях периодических изданий. Заготовка точных и типовых ёсэ позиций. Совершенствование в оценке (в расчете) проблемных ёсэ позиций и в выборе последовательности ходов. 20

Соревнования
1. Квалификационные соревнования и партии. Сеансы одновременной игры. Консультационные партии. Блиц-турниры 140
2. Анализ сыгранных партий. 8
3. Доклады и рефераты слушателей 4

----
150

ИТОГО: 360 часов


ЛИТЕРАТУРА

1 класс (30-20 кю)
1. Блестящие проблемы для начинающих 1-2 том
2. ГО введение 1-2 том
3. Дополнительная литература : журнал Наука и жизнь 12 лекций
4. Го для начинающих Каору Ивамота

2 класс (20-10 кю)
1. Блестящие проблемы для начинающих 3-4 том
2. Го ревю 1976 г. Ёсэ Джон Лондон
3. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин
4. Доп. литература: 38 основных дзёсэк Каёши Касуги, Джеймс Дэвис
5. Основы техники го Харуяма Нагахари
6. Уроки по основам го Тосиро Кагэяма,7 р
7. Будь сильным в тесудзи

3 класс (10-5 кю)
1. 38 основных дзёсэк
2. Стратегические концепции го Нагахари
3. В начале Ишугури, 8 р
4. Жизнь и смерть Д. Дэвис
5. Тэсудзи Д. Дэвис
6. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин, 4 д
7. Доп.литература Игра в го с гандикапом Нагахари
8. Ёсэ
9. Пословицы и поговорки го
10. Журналы Go World? Го-ревю, Кидо японский, корейский
11. Теория и практика форм В.Д.Шикшин

4 класс (5кю - I дан)
1. 38 основных дзёсэк
2. Энциклопедия тэсудзи I том
З. Атака а защита
4. Ёсэ
5. 10 заповедей го Хидео Отаки, 9 р
6. Теория и практика сэмиай В.Д. Шикшин, 4 д
7. Паспорт на обладание I даном Сакакибара Тахео, 9р
8. Доп.литература: Каков ваш рейтинг? Миямото, 9р
9. Каждый ход с мастером 6 партий
10. Знаменитые партии древности
11. Журналы Go World? Го-ревю, Кидо японский, корейский
12. Матч за титул Хонинбо 83 г Тё Тикун-Рин Кайхо
13. Прорыв к I дану Миямото
14. Кагэ-оекреты игры на форе Каору Ивамоту
15. Теория и практика форм В.Д.Шикшин
16. Анализ сыгранных партий В.Д.Шикшин

5 класс (1-2 дан)
1. Энциклопедия дзёсэк Исида I том
2. Энциклопедия тэсудзи 1-П том
3. Современные дзёсэки и фусэки I том
4. Середина игры Саката I том
5. Анализ ёсэ позиций в партиях мастеров
6. Картотека ёсэ позиций
7. Игровой анализ В.Д.Шикшин
8. Будь сильным в атаке
9. Будь сильным в фусэки
10. Доп.литература: та же, что и для 4 класса
11. Энциклопедия хаметэ

6 класс (2 - 3 дан)
1. Энциклопедия дзёсэки Исида П том
2. Энциклопедия тэоудзи Саката
3. Современные дзёсэки и фусэки Саката П том
4. Середина игры Саката П том
5. Направление игры Кадзивара
6. Анализ и картотеки йосэ в партиях мастеров
7. Ёсэ Ли Чанг Хо 3 тома
8. Доп.литература: та же, что и для 4 класса
9. Техника теннуки

7 класс (3-4 дан)
1. Энциклопедия дзёсэки Иоида Ш том
2. Като-атака и убийство групп Като (9 дан)
3. Трехтомник дзесэк Ли Чанг Хо
4. Построение боя с помощью большого мойя Такемия
5. Центральные пункты большого моё Охира
6. Классификация типовых стратегических планов и их картотека
7. Как совершенствоваться в фусэки Като
8. Доп. литература: журналы Кадо, Го ревю, Бюллетени европейских и
мировых чемпионатов, Го-волд, ежемесячники японские и корейские.

8 класс (5-6 дан)
1. Энциклопедия цумэ-го
2. Анализ.периодических изданий по го
3. Диагностика качества игры
4 Игровой анализ В.Д.Шикшин
5. Позиционный анализ Те Тикун
6. Ёсэ-миру Ли Чанг Хо

* Любая литература по го, которая издана или будет издаваться может пополнять этот список

© Шикшина Светлана
rusbaduk@yandex.ru

Используются технологии uCoz